Навадвип-дхам, запись от 5 марта 1981, Шридхар Махарадж.
…Что есть критерий кармы? Энергия, использование энергии, движение. Не каждое движение, не каждое использование или проявление энергии следует клеймить в качестве кармы, ставить штамп «карма». Что есть карма? Карма — это дух эксплуатации, тогда это карма. А если некое действие, проявление энергии, движение предлагается учителю, божеству, то это не карма. Карма — это не есть просто внешнее движение, как таковое. Цель… Явление будет именоваться, так или иначе, соответственно цели этого действия, движения.
Кто есть шудра? Шудча дхату. Дхату — корень. Это слово происходит от корня «скорбеть». Тот, кто скорбит, тот, кто испытывает печаль, скорбь — тот является шудрой. А кто скорбит? Тот, кто связан с реалиями смертного мира. Тот, кто связан с этими реалиями, тот не может не испытывать скорбь. Только в связи со смертью, с реалиями смерти мы не можем не испытывать печаль. Хариньякашипу, Равана и другие стремились к достижениям в смертном мире. Эти достижения влекут за собой реакцию. Они совершали аскезу. А каков смысл аскезы? Аскеза предназначена для того, чтобы обрести силу, могущество. Аскеза совершается для того, чтобы стать более сильным. Сильным для того, чтобы причинить вред другим живым существам, чтобы стать владыкой этого мира, чтобы убивать более широкомасштабно. С этой целью. И результатом является хаос, в результате этого могущества. Когда человек приобретает тонкую власть над миром и причиняет вред окружающим людям, окружающему миру, то… Поэтому цель очень низка, низменна. Приобретение материального господства. Реакция неизбежна. Таким образом, это нечто пагубное. Это бедствие для страны. Такое зло следует вырвать с корнем, уничтожать зло в зародыше. Таким образом, что есть истинная преданность и что есть карма. Мы должны понять.